Санкт-Петербург
764-31-90
312-80-86

Схема проезда

ШКОЛА
ТАНЦА ЖИВОТА


Центра танца "Визит"

ГЛАВНАЯ РАСПИСАНИЕ СТОИМОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛИ МИНИ-ГРУППЫ ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ СТАТЬИ КОНТАКТЫ

выбор нашей
школы танцев
для взрослых

выбор нашей
школы танцев
для детей





Общее расписание школ

Танец живота
Центр танца "Визит" > Школа танца живота > Статьи > "Танец живота: история"


Танец живота: история

Загадка беллиданса – не только в глазах танцовщицы, чарующей атмосфере и магической привлекательности, но и в его истории.

Никто не может точно сказать, где именно появился танец живота и когда это произошло. Большинство исследователей склоняются к тому, что родина беллиданса в Египте, кто-то считает, что в Междуречье, а может быть, истоки его следует искать в Индии? В древнегреческих рукописях можно найти описания нильских танцовщиц, которые использовали в своих движениях различные виды трясок и вибраций. Фрески древних храмов Египта и Месопотамии, написанные за тысячу лет до нашей эры, изображают жриц, исполняющих этот причудливый танец – священный ритуальный танец, посвященный богине плодородия, богине-матери. Народы разных стран – а уже в незапамятные времена характерный восточный танец исполняли и на Севере Африки, и в Греции, и в Риме, и в Вавилоне – называли ее по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. «Проводниками танца» между этими странами были цыгане. Но не современные, знакомые нам, «рома», а «синти» – другая лингвистическая группа. В Египте их называли «гавази» – «чужестранцы», и в долину Нила они пришли из Индии. Путешествуя из края в край, они приносили с собой культуру танца живота, дополняли ее в каждой стране новыми движениями. Кстати, позднее в Испании – опять же с легкой руки цыган – этот межкультурный микс стал основой фламенко, только акцент с живота и бедер сместился на ноги и руки.

Но вернемся на Восток. С течением времени «религиозный матриархат» сменился патриархальными религиями, язычество вытеснили христианство и ислам, а танец живота из ритуального действа превратился в светское развлечение. Ряд исследователей и вовсе низводят беллиданс до уровня «гаремного фитнеса» – мол, женам и наложницам в гареме заняться было нечем, а за красотой тела необходимо было следить, вот и занимались они танцем живота, чтобы коротать день за веселым занятием и поддерживать тело в форме. Но даже в гареме у беллиданса была важная сакральная задача – подготовить женщину к беременности и родам. Специфичные движения танца задействуют внутренние мышцы таза – те самые, что помогают ребенку выйти из матки – и благодаря этому роды проходят легче и безболезненнее. Чистой физиологией роль беллиданса не ограничивается – например, в некоторых египетских селениях до сих пор женщины собираются в большом шатре и танцуют вокруг роженицы, чтобы, с одной стороны, помочь ей морально, а с другой – встретить новорожденного весельем, чтобы он прожил счастливую жизнь.

«Гаремный период» истории танца живота – самый спорный и смутный. Дело в том, что ислам запрещает изображать людей, женщинам запрещает танцевать для кого-то кроме других женщин или своего мужа, а посторонним мужчинам – проникать на женскую половину дома («haram» в переводе с арабского значит «запретный»). Поэтому нет ни рисунков того времени, изображающих танцовщиц, ни описаний их движений. То немногое, что дает нам представление о происходившем за стенами гарема – либо воспоминания жен европейских дипломатов, либо плод воображения художников и писателей, часто на Востоке даже не бывавших. Стоит ли им верить?

А в египетских хрониках упоминание о гавази можно найти только за последние двести лет. Этот народ не придерживался строго канонов ислама, танцевал на улицах, с непокрытой головой – естественно, такое поведение вызывало неудовольствие религиозных деятелей, и о гавази было запрещено писать. Первые же рисунки, на которых можно рассмотреть костюмы той поры – узкие приталенные кафтаны и широкие шаровары – были сделаны европейскими путешественниками в середине девятнадцатого века. Костюмы эти сильно напоминали народные турецкие одежды – что неудивительно, ведь Египет входил в состав Османской империи с 1517 по 1805 год – а турецкий костюм, в свою очередь, многое заимствовал из персидского. Своим «безнравственным» поведением гавази, танцевавшие за деньги для солдат турецкой армии, навлекли на себя и гнев не только правоверных арабов, но и турецкого паши – и были сосланы на юг Египта в Эсну.

Второе рождение беллиданса пришлось на середину девятнадцатого столетия – небывалый интерес к нему вспыхнул в Европе после завоевания французами севера Африки. Стали популярны всевозможные восточные шоу – правда, надо признать, зачастую это была лишь дешевая имитация без малейшего намека на культуру и глубинный смысл танца живота. Первое шоу с настоящими восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году, а в 1893-ем американский импресарио Сол Блум привез на Всемирную ярмарку в Чикаго труппу исполнителей народных танцев из Северной Африки и придумал яркий термин «bellydance», дословно – «танец живота». В том же году в Лондоне пьеса Оскара Уайльда «Саломея» была запрещена за ее «развратные танцы» – что только подстегнуло интерес к ним.

А ведь выглядело все тогда, по сравнению и с древностью, и с днем сегодняшним, довольно целомудренно – выступали танцовщицы в длинных закрытых платьях, и только повязанный платок акцентировал бедра. Впрочем, и этого было достаточно: роковая женщина-шпионка Мата Хари своими восточными танцами буквально порабощала сердца и волю сильных мира сего. В беллидансе находили вдохновение Айседора Дункан, Рут Ст. Денис и Марта Грэм.

Нынешнего гламура беллидансу придал Голливуд. Именно в голливудских фильмах танцовщицы впервые появились с открытым животом, в расшитом лифе и с поясом на талии. Египетские танцовщицы частично скопировали этот образ, пояс с талии опустили на бедра, открыв пупок – так движения смотрелись более эффектно, и разглядеть их было легче. Кинематограф также заложил основы хореографии в беллидансе – раньше танец от начала и до конца был чистой импровизацией, и в групповых выступлениях, запечатленных на кинопленку, смотрелся несколько несогласованно.

В Египте расцвет кинематографии пришелся на сороковые годы прошлого века, и режиссеры, конечно же, стремились снимать фильмы с участием известных танцовщиц. Эти киноленты породили неподдельный интерес к беллидансу далеко за пределами Ближнего Востока. Женщины и даже мужчины западных стран хотели не только смотреть красочные шоу, но и сами танцевать этот завораживающий загадочный танец. Интерес этот не утихает до сих пор.

Виктория Пятыгина